Закон об образовании обучение иностранному языку. Второй обязательный: Соцсети отреагировали на введение второго иностранного языка в школах Обязательные иностранные языки в школе

Минпросвещения России полагает, что изучение второго иностранного языка на уровне основного общего образования (5-9 классы) является обязательным, поскольку предусматривается федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования (). Поясним, что с 15 мая текущего года Министерство образования и науки РФ было преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации и в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (Указ Президента РФ от 15 мая 2018 г. № 215 " "). Как пояснили ГАРАНТ.РУ в пресс-службе Минобрнауки России, указанное министерство не занимается вопросами средней школы, так как эта тема относится к ведению Минпросвещения России.

При этом основного общего образования определен перечень обязательных для изучения учебных предметов: русский язык, литература, родной язык, родная литература, иностранный язык, второй иностранный язык, история России, всеобщая история, обществознание, география, математика, алгебра, геометрия, информатика, основы духовно-нравственной культуры народов России, физика, биология, химия, изобразительное искусство, музыка, технология, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности.

Имеют ли право родители (законные представители) выбирать язык, языки образования? Узнайте из материала "Образовательный процесс" в "Домашней правовой энциклопедии" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите на 3 дня бесплатно!

Любопытно, однако, что к выводу о необходимости изучать второй иностранный язык министерство пришло лишь в текущем году: упомянутый был введен в действие в марте 2011 года, и уже тогда второй иностранный язык упоминался в нем в качестве обязательного компонента учебного плана. Сравним:


ФГОС средней школы


ФГОС средней школы

  • филология (русский язык, родной язык, литература, родная литература, иностранный язык, второй иностранный язык);
  • технология (технология);

В учебный план входят следующие обязательные предметные области и учебные предметы:

  • русский язык и литература (русский язык, литература);
  • родной язык и родная литература (родной язык, родная литература);
  • иностранные языки (иностранный язык, второй иностранный язык);
  • общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание, география);
  • математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика);
  • основы духовно-нравственной культуры народов России;
  • естественно-научные предметы (физика, биология, химия);
  • искусство (изобразительное искусство, музыка);
  • технология (технология);
  • физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности)

Отметим, что "второй иностранный" не исчезает после окончания девятого класса: согласно ФГОС для старшей школы, второй иностранный язык (базовый и углубленный уровни) также упоминается в числе учебных предметов из обязательных предметных областей.

В российских школах экстренно вводится второй иностранный язык. Причём об этом преподаватели узнали за неделю до начала учебного года на собраниях трудовых коллективов. Теперь они срочно учат второй язык, чтобы преподавать его детям. Чем могут закончиться подобные инновации, разбиралась «Наша Версия».

Разговоры о введении обязательного второго иностранного языка шли давно, но в школах в это не верили. Вот и в учебном плане, утверждённом Министерством просвещения на будущий учебный год, это новшество не присутствовало. Реальность такова, что и для преподавания базового английского найти специалиста бывает непросто, дефицит кадров наблюдается даже в областных центрах, не говоря уже о глубинке. Если же Минпросвещения говорит о повсеместной практике, то второй иностранный должен быть внедрён и в районных, и даже в сельских школах. Впрочем, это далеко не первая инновация, наглядно демонстрирующая, что чиновники от образования живут в своём мире розовых единорогов.

Проблемы даже с русским

Планировалось, что школы перейдут на программу с двумя языками только к 2019/20 учебному году. Но почему-то в последний момент было решено ускориться.

«Нам объявили, что будет второй иностранный. С учётом того, что преподавателей не найти, будем вести его сами, – рассказывает Марина Попова, учитель английского языка из Санкт-Петербурга. – Я говорю по-испански, буду его преподавать. Не понимаю, почему нельзя было сообщить об этом хотя бы в мае? У нас нет ни учебников, ни планов. Учебники обычно закупают в мае, тогда же соответственно и выделяют деньги под их закупку. То есть купить книги уже невозможно. И вообще непонятно, где будут искать специалистов, ведь учитель, не зная языка, преподавать не сможет. Тут нельзя прочитать параграф из учебника и на следующий день его изложить».

По словам Марины, на знание второго языка преподавателей никто не проверяет. Их просто спрашивают, какой язык они могут преподавать, веря на слово. Кстати, многие педагоги восприняли новшество с энтузиазмом, решив, что дополнительная ставка не помешает. Родители же от появления в школьной программе второго иностранного не в восторге. Одни говорят, что нагрузка на школьников и так велика. Другие – что знать второй язык, конечно, хорошо, вот только как ему будут учить?

Второй иностранный язык был внедрён в программу различных престижных лицеев и гимназий России ещё три года назад. Тогда решение Минобрнауки носило рекомендательный характер – школьному руководству давалось право решать этот вопрос самостоятельно. Затем чиновники решили, что отечественная система образования уже развилась настолько, что можно преподавать базовый английский язык с 1-го класса, а второй иностранный – с 5-го. Правда, при обсуждении этой идеи зазвучали голоса разума. Появились замечания о дефиците кадров, о нехватке помещений, в конце концов о том, что нормы загрузки учеников чётко прописывают занятость в виде 23 учебных часов в неделю при пятидневном обучении и 26 часов – при обуче­нии на шестидневке. Это значит, что нельзя выделить дополнительные два часа в неделю, не урезав другой предмет.

Более того, сама глава Министерства просвещения РФ Ольга Васильева высказала мнение, что вводить второй иностранный повсеместно крайне нежелательно, ведь школьники не так уж хорошо знают даже русский. Министр предлагала, наоборот, сократить число уроков второго иностранного в непрофильных школах. Правда, речь шла не о том, чтобы разгрузить детей – освободившиеся часы предлагалось посвятить изучению астрономии.

По теме

Депутаты из ЛДПР предложили законопроект, который предусматривает льготные условия для поступления в школу детей учителей и ребят из многодетных семей. Если закон примут, малышам не придется самостоятельно передвигаться по городу с утра.

Не язык – так православие

Введение новых обязательных предметов в школьную программу никогда не проходит безболезненно. Достаточно вспомнить историю с курсом «Основы религиозных культур и светской этики» для 4–5-х классов. Всё началось ещё в 2002 году, когда Министерство образования опубликовало письмо «О примерном содержании образования по учебному предмету «Православная культура». Эти планы вызвали шквал возмущения в обществе. Многочисленные родители были возмущены тем, что в школах собираются преподавать Закон Божий, несмотря на то что церковь у нас отделена от государства. Чиновники объясняли, что всё совсем не так и у учеников будет выбор. Затем вышло постановление правительства, в соответствии с которым с 2012/13 учебного года во всех общеобразовательных учреждениях страны был введён обязательный для посещения курс «Основы религиозных культур и светской этики». Он включал в себя шесть модулей: основы светской этики, основы мировых религиозных культур, основы православной культуры, основы исламской культуры, основы иудейской культуры и основы буддийской культуры. Предполагалось, что каждый ученик может выбрать по желанию один из модулей. Но где же взять преподавателей, кто мог бы ознакомить детишек со всеми этими предметами?

В итоге на родительском собрании сообщали, что выбор модуля уже сделан, причём не в школе, а «выше» – как правило, это были основы православной культуры (ОПК). Особо несогласным предлагали просто без лишнего шума не посещать занятия. Впрочем, время от времени возникают идеи сделать ОПК обязательным предметом. Например, в 2014-м с такой инициативой выступило Минобрнауки, причём предлагалось изучать православие со 2-го по 10-й класс. Но снова общество отреагировало на эту идею слишком неприветливо. В 2015-м тему поднял уже сам патриарх Кирилл. Он призвал министерство поскорее внедрять ОПК в школьную программу. А в августе 2016-го эту идею поддержала Российская академия образования. В том же месяце Министерство образования и науки возглавила Ольга Васильева, в прошлом преподававшая в Сретенской духовной семинарии. Но тема снова вызвала слишком много критики. Инициаторы отступили, но есть все основания полагать, что это ещё не конец истории.

КСТАТИ

В июле Общероссийский народный фронт опубликовал результаты мониторинга, проведённого совместно с фондом «Национальные ресурсы образования». Эксперты пришли к выводу, что российские школы сегодня испытывают нехватку учителей математики, иностранного и русского языков, а также преподавателей начальных классов. В процессе исследования были опрошены более 3 тыс. учителей, и почти половина из них сообщили о нехватке в их школах одного или нескольких педагогов-предметников. Причём самыми дефицитными оказались преподаватели иностранных языков – об их нехватке сообщили 39% опрошенных. «Российская школа непрерывно занимается латанием кадровых дыр, – отметила член Центрального штаба ОНФ, заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина.– Некоторые педагоги уходят из школы прямо во время учебного года, не выдерживая высокой нагрузки, в том числе непедагогической, и низкого уровня заработной платы. И многие признаются, что отговаривают молодых учителей идти работать в школу». Ольга Васильева не согласилась с такими выводами. Она считает, что дефицит учительских кадров уменьшается в последние годы и сейчас составляет всего лишь 1%.

Второй иностранный в школах, лицеях и гимназиях России был введен в начале 2015-2016 учебного года. Поскольку решение Минобрзауки носило рекомендательный характер, каждое учебное заведение получило возможность принять решение о введении еще одного языка в качестве обязательного на собственное усмотрение, что стало причиной недовольства многих родителей.

Некоторые школы, работающие в режиме реализации ФГОС в опережающем режиме, поставили второй язык в обязательную программу, не посоветовавшись с родителями. Но нашлись и те, кто остался недоволен тем, что их дети не получили возможности изучать дополнительный язык бесплатно в рамках основной программы обучения.

Что дальше? Какой язык будут изучать школьники в 2018-2019 учебном году как второй иностранный и можно ли будет отказаться от такой нагрузки в школе, где профильными являются не гуманитарные предметы? Давайте разбираться.

Обязательный второй иностранный или нет?

Хотя речь о том, что в школе обязательно должен преподаваться второй иностранный язык ведется еще с 2010 года, термины введения этой нормы постоянно отодвигались, вплоть до грядущего 2018-2019 года. Хотя идея на первый взгляд казалась вполне выполнимой, ее реализация столкнулась с рядом серьезных проблем, в числе которых:

  1. отсутствие свободных часов в расписании профильных классов;
  2. нехватка педагогических кадров;
  3. неготовность детей и родителей к повышенным нагрузкам и новым требованиям.

Именно поэтому в 2017-2018 году второй иностранный был рекомендован к изучению, но еще не был обязательным. Более того, каждая школа получила возможность самостоятельно выбрать язык, который будут изучать старшеклассники исходя из желания детей и родителей или наличия соответствующего квалифицированного специалиста.

Таким образом, сегодня второй иностранный является обязательным только для классов с филологическим уклоном. Но, уже в 2018-2019 учебном году все может измениться.

Выбор второго языка

В большинстве случаев, решение о том, каким будет второй иностранный, принимается администрацией учебного заведения. На сегодняшний день в разных школах, лицеях и гимназиях РФ помимо английского изучают:

  • немецкий;
  • французский;
  • испанский;
  • китайский.

Благодаря проекту «Немецкий – первый второй иностранный», многие школы отдали предпочтение именно языку Гете.

С какого класса могут ввести два иностранных?

Не стоит пугаться, что первоклассников заставят одновременно знакомиться с несколькими языками. Изучение иностранного будет поэтапным. С 1-го класса дети будут изучать основной язык (для большинства это будет английский), а уже с 5-го в программе появится второй предмет. Такой подход позволит детям легко освоить базовые понятия.

Таким образом, если в новом учебном году второй иностранный станет обязательным для всех школ, независимо от профиля, то переживать стоит только ученикам «стартовых классов». К примеру, если стандартная программа рассчитана на изучение предмета с 5 по 11 класс, вводить его можно только для 5-тиклассников! Ученики 6-11 классов в таком случае должны продолжать обучение по старому стандарту (без второго иностранного, если его не было в планах учебного заведения ранее).

При введении второго языка допускается дифференцированный подход. Это значит, что каждый регион сможет сам решать, в каком классе и в каком объеме дети будут изучать дополнительный предмет.

Так, для центральных регионов, где русский является родным, нововведение не является проблемой, тогда как для некоторых школ из глубинки, где детям необходимо сначала освоить в нужном объеме русский и английский, введение еще одного нового предмета филологического профиля может стать проблемой.

Мнение министра образования

27.09.2017 года в рамках интервью для телеканала RT Ольга Васильева заявила, что является противницей второго иностранного языка в непрофильных школах.

«Не можем мы сейчас позволить себе во всех школах два языка, не выучим мы их! Нам нужно хорошо знать русский язык, который мы знаем не очень хорошо» – пояснила глава Минобрнауки.

Естественно, что такое заявление не могло не вызвать массу вопросов об отмене второго иностранного языка в школьной программе уже к 2020 году.

Что ожидать ученикам и родителям? На сегодняшний момент нет официальных документов, говорящих о грядущей отмене нововведения, дискуссия о целесообразности которого не смолкает уже много лет. Наиболее очевидной является перспектива предоставления учебным заведениям права вводить или не вводить для своих учащихся второй иностранный. Но, кто и как должен принимать это решение? Администрация школы или родители? На эти вопросы еще предстоит найти ответы.

Зарубежная практика

Знание иностранных языков – одно из базовых требований, предъявляемых сегодня к специалистам многих направлений. И эта норма актуальна не только для России. Во всех странах Евросоюза школьники обязательно изучают иностранные языки на разных этапах школьной жизни. В некоторых странах знакомство с чужими языками начинается только в средней школе. При этом во многих странах на изучение второго языка отводится 2-4 часа в неделю, а старшеклассники овладевают и третьим языком, что не вызывает каких-либо нареканий со стороны родителей.

В школах Украины практика давно работает, но официально с 01.09.2018 дети будут обязательно изучать 2 иностранных языка (основной – с 1-го класса, и второй – с 5-го). Спектр предлагаемых языков будет включать: немецкий, испанский, французский, польский, русский, а также языки нацменьшинств, которые дети смогут изучать в качестве второго иностранного по желанию родителей.

Государственная образовательная политика в области обучения иностранным языкам основывается на признании важности развития всех языков и создании необходимых условий для развития двуязычия и многоязычия на территории России.

Языковой плюрализм в нашей стране - следствие произошедших в ней общественно-политических и социально-экономических преобразований. К ним относится все большая открытость нашего общества, вхождение его в мировое сообщество, развитие и укрепление межгосударственных политических, экономических и культурных связей, интернационализация всех сфер жизни в нашей стране. Это способствует тому, что иностранные языки становятся реально востребованными в современном обществе.

Образовательная политика нашего государства применительно к иностранным языкам также основана на идее плюрализма. В школах страны изучаются не только языки ведущих стран мира, но и пограничных регионов - языки соседей (китайский, японский, польский, болгарский, финский, шведский, норвежский и т.д.). Увеличение числа изучаемых иностранных языков учитывает социально-экономические и культурно-исторические связи нашей страны, а также ее этнокультурные реалии.

Каждый регион нашей страны имеет свою социально-экономическую специфику, свои приоритетные международные связи, свои образовательные возможности, свои потребности в кадрах, для которых тот или иной иностранный язык может быть приоритетным. Так, в Калининграде, в ряде регионов Урала, средней Волга традиционно тесны экономические связи с Германией, имеется много совместных предприятий, и от будущего специалиста требуется в первую очередь владение немецким языком.

Каждая конкретная школа имеет свою образовательную ситуацию: наличие или отсутствие квалифицированных кадров по тому или иному иностранному языку, свои традиции обучения этому учебному предмету. Родители и учащиеся выбирают изучаемый язык, исхода из своих интересов и потребностей.

В настоящее время соотношение изучаемых в школе иностранных языков резко изменилось в пользу английского языка. Можно рассматривать это как объективную тенденцию, которая обусловлена геополитическими и социально-экономическими факторами и характерна для многих стран мира. Однако это приводит к вытеснению других языков. Считаем целесообразным принять меры к сохранению языкового плюрализма.

Переход от индустриального общества к постиндустриальному информационному обществу обусловливает важность всемерного развития коммуникативных умений у подрастающего поколения. Не случайно ЮНЕСКО провозгласила XXI век - веком полиглотов. Второй иностранный язык может вводиться во всех видах школ (не только в школах с углубленным изучением иностранного языка или лингвистических гимназиях) как обязательный учебный предмет или как обязательный учебный предмет по выбору или, наконец, как факультатив.

Чаще всего это один из названных выше европейских языков или один из языков соседей. Если школа может обеспечить изучение двух иностранных языков, в число которых входит и английский, то не так уж и важно, чтобы он обязательно был первым иностранным языком.

Наиболее распространенными сочетаниями изучаемых в школах иностранных языков являются:

Английский (первый иностранный язык) + немецкий (второй иностранный язык);

Английский (первый иностранный язык) + французский (второй иностранный язык);

Немецкий (первый иностранный язык) + английский (второй иностранный язык);

Французский (первый иностранный язык) + английский (второй иностранный язык);

Испанский (первый иностранный язык) + английский (второй иностранный язык).

Органы управления образованием, учитывая эти факторы, должны рекомендовать школам вести широкую разъяснительную работу с родителями, доказывая им преимущества изучения того или иного иностранного языка в данном регионе, в данной конкретной школе. Администрации и педколлективу школы необходимо также проявлять инициативу в организации такой работы, а также подчеркивать роль изучения иностранных языков в формировании общего уровня образованности и культуры. Родители должны быть осведомлены, какие образовательные услуги применительно к изучению иностранного языка может предложить та или иная школа: один или два иностранных языка, в какой последовательности, предусматриваются ли школьные обмены, какова примерная результативность обучения тому или иному иностранному языку, каковы перспективы дальнейшего изучения конкретного иностранного языка в вузах региона, каковы возможности трудоустройства с данном иностранным языком сразу после окончания школы или вуза и т.п.

Важно, чтобы родители знали, что овладение вторым иностранным языком на базе достаточно хорошо усвоенного первого иностранного идет, как правило, значительно легче и успешнее. Поэтому изучение английского языка в качестве второго иностранного языка отнюдь не дискриминирует его, а, наоборот, создает условия для более легкого овладения им.

Начало изучения второго иностранного языка зависит от вида школы: при раннем изучении первого иностранного языка распространена практика изучения второго - с 5 класса, в общеобразовательных школах при изучении первого иностранного языка с 5 класса второй вводится обычно с 7 класса, хотя есть случаи более позднего введения второго языка, например, с 8, 10 класса при значительном увеличении часов на его изучение (до 4 часов в неделю).

Практика показывает, что второй иностранный язык усваивается быстрее и легче, если первый выступает для него в качестве опоры. Для этого владение первым иностранным должно быть достаточно прочным, что необходимо учитывать при выборе сроков введения второго иностранного языка в конкретной школе.

Что карается средств обучения, то в настоящее время созданы специальные учебно-методические комплекты по немецкому языку как второму иностранному языку, а именно серия УМК Н.Д.Гальсковой, Л.Н.Яковлевой, М.Гербер "Итак, немецкий!" для 7-8, 9-10 классов (издательство "Просвещение") и серия УМК И.Л.Бим, Л.В.Садомовой, Т.А.Гавриловой "Мосты. Немецкий после английского" (с опорой на английский язык как первый иностранный язык) для 7-8 и 9-10 классов (издательство "Март"). Ведется работа над третьей частью этой сери. В основу разработки серии УМК "Мосты. Немецкий после английского" положена "Концепция обучения немецкому языку как второму иностранному (на базе английского)" И.Л.Бим (М., Вентана-Граф, 1997).

По французскому языку как второму иностранному рекомендуется использовать интенсивный курс И.Б.Ворожцовой "В добрый путь!" (издательство "Просвещение").

Для изучения испанского языка как второго может быть использована действующая серия УМК по испанскому языку как первому иностранному языку Э.И.Соловцовой, В.А.Белоусовой (издательство "Просвещение").

Английский язык как второй можно начать изучать по интенсивному курсу В.Н.Филиппова "Английский язык" для 5, 6 классов (издательство "Просвещение").

В настоящее время разрабатываются специальные учебники для всех вторых иностранных языков, которые предусматривают особенности его изучения (опору на первый, на уже сформированные специальные учебные умения, более быстрый темп продвижения и т.д.).

Руководитель Департамента
общего среднего образования
М.Р.Леонтьева

Стандарт общего образования, разработанный в Минобрнауки, предполагает изучение второго иностранного языка – французского, немецкого, испанского или китайского – учениками 5-9 классов. Однако не все учебные заведения внедрили второй иностранный язык в школе в 2019 г. Каких изменений следует ожидать школьникам и их родителям в 2019-2020 году?

Текущая ситуация

Разговоры о внедрении второго иностранного языка в школах ведутся давно, с 2010 года. Поэтому сотрудники Министерства образования в своем Письме № 08-1214 от 17.05.2018 г. пояснили, что содержание образовательной программы разрабатывается и согласуется каждым отдельно взятым учебным заведением самостоятельно, согласно ФГОС № 412 от 17.05.2012 г., утвержденному Приказами Минобрнауки РФ № 373 от 06.10.2009 г. и № 1897 от 17.05.2012 г.

При составлении учебного плана сотрудники учреждений общего образования обязаны брать во внимание перечень дисциплин, обязательных к изучению школьниками согласно требованиям ФГОС. Академический минимум для образовательных программ в России устанавливается ст. 12 и 28 ФЗ № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании».

В соответствии с ФГОС к перечню обязательных дисциплин, которые должны преподаваться во всех школах, относятся:

  • русский;
  • родной язык;
  • литература;
  • иностранный;
  • второй иностранный язык;
  • история – всеобщая и России;
  • математика – геометрия и алгебра;
  • обществознание;
  • география;
  • основы духовно-нравственной культуры;
  • музыка;
  • технология;
  • физическая культура;
  • информатика;
  • физика;
  • биология;
  • химия.

Если обратиться к п. 9.3. ФГОС № 413 от 17.05.2012 г. с текущими корректировками от 29.06.2017 г., то можно заметить, что в раздел «Иностранные языки» включены такие предметные результаты освоения школьных дисциплин, как:

  • иностранный;
  • второй иностранный – базового уровня.

Обязательное изучение иностранного языка прописано и в ч. 1 раздела V Стратегии инновационного развития РФ. По результатам освоения программы ученик должен иметь следующие навыки:

  • способности к коммуникации;
  • первичные знания о культурных особенностях стран изучаемых языков и умение выстраивать свое поведение согласно нормам, принятым в иностранном государстве;
  • уметь общаться с носителями на пороговом уровне;
  • использовать навыки поиска информации на англоязычных (или иных – в зависимости от изучаемой программы) ресурсах в образовательных целях.

Несмотря на вышеуказанные обстоятельства, вплоть да 2019 г. стандарты ФГОС Минобрнауки рассматривались учебными учреждениями как акт, носящий чисто рекомендательный характер. Директора лицеев, гимназий и школ самостоятельно принимали решения о необходимости добавления той или иной программы в учебный план.

Каких изменений ожидать в 2019 году

Будет ли внедрен в обязательном порядке второй язык в российских учебных заведениях – вопрос довольно спорный. На основании письма Минобрнауки № 08-1214 от 17.05.2018 г. можно судить о том, что второй иностранный должен быть включен в стандарты общего образования и распространяться на учащихся 5-9 классов. Однако на практике существует ряд трудностей, которые мешают исполнению требований Министерства.

Основными проблемами, из-за которых многие школы до сих пор не исполняют требования ФГОС, являются:

  • нехватка профессиональных кадров;
  • несогласие родителей с повышением нагрузки на детей;
  • отсутствие учебных материалов и программ освоения новой дисциплины;
  • отсутствие в утвержденном штатном расписании свободного времени.

В связи с вышеуказанными обстоятельствами, письмо до сих пор носит рекомендательный характер и, по состоянию на начало 2019 г., второй иностранный язык так и не стал обязательным элементом учебной программы. Чиновники из Министерства образования трезво оценивают существующую ситуацию и осознают, что в российских школах на сегодняшний день не сформирован штат компетентных педагогов, а также отсутствует методическая готовность для исполнения стандарта ФГОС. А значит, у родителей есть целый год для подготовки детей к освоению второго языка в 2020 г.

Сегодня решение о том, какой иностранный станет обязательным к изучению, принимает исключительно Администрация учебного заведения. Самым популярным остается немецкий в основном благодаря рекомендации Минобразования РФ и программе «Немецкий – первый второй иностранный» по инициативе Института Гете (при Посольстве Германии) и МАУПН.

В случае внедрения изменений в 2020 году родителям первоклассников не стоит беспокоиться об увеличении образовательной нагрузки на их детей. Дело в том, что перемены будут внедряться поэтапно. С 1 класса дети, как и прежде, буду изучать только английский или немецкий в качестве основного, а с 5 класса приступят к освоению второго языка. Речь идет об общеобразовательных школах, без углубленного изучения языков.

Если ребенок в 2020 г. пойдет в 6 класс, то даже при внедрении нового образовательного стандарта изменения его не коснутся, так как программа обучения второму инязу рассчитана на 6 лет, т.е. для детей с 5 по 11 класс включительно. При этом нужно понимать, что согласно «дифференцированному подходу» каждый регион может самостоятельно принять решение об объемах изучаемых дисциплин: все будет зависеть от места проживания семьи.